Image Sample

История основания с.Стояновка.

Особую благодарность приносим автору данного очерка Караджовой-Мирон М.В., разрешившей публикацию её работы.

Статью с книжной версии набирали :

  ¤ Караджов Пётр.
  ¤ Евгений.
Данная статья является сокращённой , с полной версией Вы можете ознакомитсься в библиотеке с.Стояновка.
При копировании материалов с данного сайта ссылка на источник обязательна.

Поисковые запросы по данной теме :

История основания села Стояновка
Istoria s. Stoianovca

© Новаков С.З., Караджова-Мирон М.В.

Стояновка

между прошлым и будущим

(исторический очерк)

От автора

Дорогие читатели ,прочитав эти строки, не удивляйтесь тому, что речь в них ведется от одного лица. Именно на первой странице хочу выразить особую благодарность человеку, чье имя стоит первым на «обложке» этой истории – Новакову Савелию Захаровичу. Доктор исторических наук, человек посвятивший свою научную деятельность изучению болгарских сел в Бессарабии, судеб болгар – переселенцев, он всегда обращал в первую очередь внимание на историю своего родного села Кирютни (Кортена), написал о нем много научных работ, тем самым заставив и меня задуматься над тем как возникло, развивалось мое родное село, как жилось и живется здесь моим односельчанам?
В поиске ответов на эти вопросы Савелий Захарович оказал реальную помощь, предоставив накопленный им архивный материал о нашем селе. Он по праву является наставником и соавтором этого очерка.
Слова признательности и благодарности хочу выразить за помощь в сборе фактологического материала своему дедушке Караджову И.В. и своему отцу Караджову В.И., учителю Стояновской гимназии и человеку, любящему свое село, Таукчи М.Ст.

Предисловие

Умират къщичките бели
А редом пролетта бучи,
И залезите стинат цели
Във стъкленете им очи.
Умират също като хора
В степта зена на Буджак.
И его там и тука двора
Е станал вече буренак…
Нико Стоянов.

 В бурном потоке современной жизни село всегда казалось мне заветным местом, где можно на мгновение остановить сумасшедшее течение времени, перевести дух и просто стать самим собой. Мне повезло, в моей жизни есть такое место, где я могу отвлечься от городской суматохи и суеты, выбраться из привычной колеи и почувствовать себя в какой-то мере ребенком, которого здесь всегда ждут. Это мое родное село – родная Стояновка.
  Перебирая свои бумаги, накопившиеся за все предыдущие годы, я случайно обнаружила стихотворение бессарабского поэта Нико Стоянова, фрагмент которого мне захотелось довести и до вас, мои дорогие читатели, и мне стало страшно… неурядицы прошлых лет, нестабильность нашей сегодняшней жизни все чаще заставляют многих людей, в том числе и моих односельчан, уезжать из села в поисках лучшей жизни и чаще всего навсегда. Виноваты в этом только жизненные неурядицы или нам все-таки чего-то не хватает, чтобы мы чуть больше любили свое родное село, с меньшей легкостью его покидали и с нетерпением в него возвращались.

  Может быть в этом нам помогут больше знаний о том месте, где мы родились. О том народе, к которому мы принадлежим и имя которого – болгары – с гордостью носим.

  С вашего позволения, я попытаюсь рассказать о бессарабских болгарах в целом и о наших предках в частности, о первооснователях Стояновки, ее истории, и ее жителях, без которых история этого села не состоялась бы.


Как и когда болгары переселялись в Бессарабию

 История заселения болгар на территории Бессарабии, а в частности в Буджакской степи волновала и волнует умы многих наших родолюбивцев , исследователей - болгаристов. Впервые я познакомилась с работами по истории болгар этого края и их авторами,в частности, будучи еще студенткой историко этнографического факультета. Именно глубокие и воистину интересные исследования С.З. Новакова, Н.Н. Червенкова, И.Ф. Грека и других ученых отдела болгаристики Института Межэтнических Исследований Академии Наук Молдовы помогли мне заинтересоваться историей моего народа. Сегодня я с гордостью думаю о том , что мы, болгары, смогли вдали от своей исторической родины сохранить свою культуру и самобытность, язык и традиции. Я не знаю в чем кроется причина этого – в инстинкте самосохранения, или в благоприятном стечении обстоятельств. А может быть, этому есть другие причины, объяснения? Попытаемся внимательно проследить путь наших предков из Болгарии в Буджак и может быть здесь, на этом пути найдем ответ на вышепоставленный вопрос. На эту тему написано много интересных и талантливых работ, но я смею надеяться, что и мое изложение этой истории имеет право на существование.

 Сегодня ведутся сложные дебаты в научном мире о том, положительным или отрицательном было влияние Османской империи на народы Балканского полуострова, находившемся под многовековым влиянием турок. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, но, наверное, тот факт, что сербы, греки и другие жители Юго-Восточной Европы, в том числе и болгары, переселялись за Дунай – в пределы Румынских княжеств и южные губернии Российской империи говорит о многом. Этому переселенческому процессу способствовало и благожелательное отношение российской администрации. Официально начало переселения иностранцев было зафиксировано в Манифесте от 24 декабря 1751 г., которым русское правительство призывало чужих подданных поселиться на его территории, и обещало им определенные привилегии.

 Переселение иностранцев, в том числе болгар, разрослось при царствовании Екатерины ||. В начале ее правления был издан Манифест от 22 июля 1763 г. О даровании привилегий иностранным переселенцам, смысл которых сводился к следующему: свобода вероисповедания; освобождение от налогов на 10 лет; каждому семейству выделялось по 60 десятин земли (при переводе на нынешние единицы измерения это не менее 65,5 га); разрешалось строительство фабрик, развитие ремесел и торговли, создание гильдий, покупка собственной земли и пр. если говорить об историческом контексте этого манифеста, то он совпадает по времени с началом русско-турецких войн, что хорошо известно более юным читателям. Результатом успешных для России войн с Османской империей в конце XVIII в. Становится расширение южных пределов империи за счет территорий, заселенных татарским населением.

   Мусульманское население постепенно ушло из земель, ставших собственностью русской казны. Многие территории остались незаселенными, поэтому привлечение в эти края задунайских крестьян позволило бы решить российскому правительству ряд важных задач, среди которых: создание военных поселений и защита южных границ; расширение обрабатываемых площадей земли; изменение этнического состава этих территорий. Последнее высказывание можно подтвердить тем фактом, что известный российский ученый А.С. Державин выделил в XIX в. По языковому признаку в Бессарабии 41 этническую группу.

  Но справедливости ради следует заметить, что переселение, в частности болгар, возникло не только потому, что в тот период в этом была заинтересована Россия. На то были причины у самих болгар. Не трудно догадаться, что неуспешные для Турции войны с Россией делали положение христиан в империи особенно тяжёлым. Обширные территории болгарской земли были охвачены карджалийскими беспорядками, что привадило нередко к опустошению этих земель.


  Переселение в к. XVIII в. и особенно увеличение числа переселенцев во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. было для болгар реальным средством сохранения жизни себе и своих домочадцев, однако не предполагалась заранее как переселение и обустройство в России. Они всячески сопротивлялись этому, желая остаться в дунайских княжеств в надежде на скорое возвращение на родину. Однако, тем кто пожелал обосноваться в то период в Российской империи, представлялись ряд льгот: освобождений от податей на 10 лет; ссуда с 270 рублей со сроком выплаты в 10 лет; каждому семейству в вечное и потомственное владение 60 десятин земли и.т.д.

  Переселение 1806-1812 гг. позже получило название первое массовое переселения задунайских переселенцев.
  Тогда же, в начале XIX в. русские власти в лице командующего армией М.И.Кутузова обещали переселенцам особое административное управление, независимость от местных властей, наряду с вышеприведенными экономическими правителями.

  Возможность создания автономного образования вне болгарских земель, о котором мечтали видные деятель болгарского освободительного движения того времени, в первую очередь подхлестнула болгар переселиться в южные районы Российской империи, в том числе в Буджак. Именно в это время возникают села, название которых столь привычны для нас: Конгаз (1811 г.), Баурчи (1812 г.), Тараклия (1813 г.), Бешалма (1814 г.), Чадър-Лунга (1819 г.) и др. Обратите внимание на последнее название, поскольку в этой колонии задунайских переселенцев непосредственно связаны многие страницы истории нашего села.

  Второе массовое переселение задунайских болгар непосредственно связано с русско-турецкой войной 1828-1829 гг. В одной из статей Адрианопольского мирного договора (статья 13), заключенного 14 сентября 1829 г., указывается, что любой житель Болгарии в течении последующих 18 месяцев имеет право продать свое имущество и переселится со своей семьей и со своим движимым имуществом в ту страну, в которую пожелает, без того, чтобы быть подверженным каким-либо стеснениям и препятствием. Введение подробной статьи в текст договора было, безусловно, неслучайно, поскольку в ходе этой военной компании болгарское население оказывало активное содействие русской армии. Болгары сильно опасались, что с уходом российских войск с болгарских земель, турецкие власти устроят массовые расправы над теми, кто вступил против них в этой войне. И всё же не все решились на это переселение, на то, чтобы покинуть родные земли и отправится в долгий и незнакомый путь. Одни считали, что необходимо продолжить борьбу за политическое освобождение. Другие призывали смириться с создавшимся положением. Мы с вами остановим свое внимание на трех, что настаивали на скорейшем переселением. Большой частью это были жители городов и сел Юго-восточной Болгарии(Сливенский, Бургасский, Ямбольский, Варненский, Старозагорскии округа).Обращаю ваше внимание на то, что наши предки из Сливенского округа.

  Основной поток болгарских переселенцев, начиная с сентября 1829г,направились в Россию и главным образом в Бессарабию.

  По прибытию в Бессарабию значительная часть переселенцев обосновалась в ранее основанных колониях, некоторые из них мы упоминали выше: Тараклия, Валя-Пержей, Комрат, Кайраклия.
Но также были образованы и новые поселения:Исерлия, Главан, Гюлмен, Купаран, Томша, ДевлетАгач, Вайсал, Камчик и многие др.,в том числе Твардица и Кирютне(Кортен). Здесь мы прервем наш экскурс в историю бессарабских болгар. Предлагаю еще раз вам перечесть название колоний. Именно из Кортена происходят большинство болгарских семей основавших Стояновку.


О бессарабских колониях, жители которые основали Стояновку.

  Итак, дорогие читатели, мы близко подошли к истории села Стояновка. Лишь несколько страниц отделяют нас от повествовании тех временах, когда было основано село, и о тех людях, что его основали. Эти несколько страниц будут посвящены истории тех сел, из которых вышли первооснователи нашего села.
  Несколько выше я уже обращала ваше внимание, а теперь повторюсь, что основатели Стояновки происходят из села Кортен, Валя-Пержей и Чадыр-Лунга. У каждого из этих селений своя история и своя судьба, поскольку достоверно известно и документально подтверждается, что создавались и отстраивались они по-разному.
  Готовясь к написанию этой истории, обнаружила интересную вещь, что у разных авторов нет единого мнения по поводу создания этих колоний, за исключением Кортена. Основание Чадыр-Лунги относится к 1812 и к 1819 годам. Образовали эту колонию на реке Лунге болгарские переселенцы, по началу обосновавшиеся вселениях, расположены на землях помещиках Бальша. Однако обострившиеся отношения с землевладельцем подвигли болгар уйти на государственные земли и создать в 1819 году колонию Чадыр-Лунга, под которую администрация края отвела 7680 десятин (около 8 тысяч гектаров).

 Относительно основания села Валя-Пержей существует еще большее количество версий: 1970, 1918 и 1830. По одной из версии это молдавское селение, в котором основались болгарские переселенцы, что вероятнее всего, поскольку и сегодня в нем проживают болгары и молдоване. Дополнением к этой версии послужат сведения о том , что создание молдавского поселения здесь располагалось татарское село, которое татары, вынуждены были покинуть из-за того, что, как ранее отмечалось, к. XVIII – н. XIX вв. это период русско-турецких войн, в которых Турция терпела поражение, а ее подданные вынуждены были уходить с земель, ставших владением Российской империи. Свое название село получило от расположенных в его округе в то время сливовых садов, что не сохранились до нашего времени, и его дословный перевод означает «Сливовая долина».

 О времени создания и истории села Кортен много интересного я узнала от С.З Новакова и , особенно, из его книг, посвященных родному для него селу.

  Колония Кортен была основана в 1830 г. Выходцами из села Кортен Новозагорской общины (района) Сливенского округа (ныне Бургасской области). Болгары переселенцы пожелали и на своей новой родине сохранить название села, столь дорогое их сердцам. По одному из преданий название Кортен происходит от латинского «когорта» - подразделение римского войска численностью в 1000 воинов, имевшее укрепленный лагерь.

  Вне зависимости от того, где обосновались болгарские поселенцы – в бывших ли татарских поселениях, в молдавских селах наряду с местным населением или основали свои колонии, вся земля, что была отведена им, оставалась собственностью государства, за аренду которой болгарам приходилось платить. Но прежде чем обработать землю и собрать урожай им предстояло в буквальном смысле «отвоевывать» у Буджака землю под пашню, так как жившие здесь ранее ногайские татары почти не занимались земледелием. К середине 19 в. каждая семья использовала под посевы из выделенных ей 60 десятин (около 65,5 га.) от 6 до 10 десятин. Наряду с земледелием важной отраслью хозяйства задунайских переселенцев было животноводство. Как указывает далее в своей работе С.З. Новаков, болгары из Сливенского края, основавшие Кортен, Твардицу и др.села пригнали с собой особенно ценную породу овец – цигайскую (тонкорунную), позже она получила распространение не только во всей Бессарабии, но и во всем Новороссийском крае.

  Кроме навыков земледелия и овцеводство болгары привезли с собой навыки виноградарства и виноделия, садоводства и огородства. Адаптировали их к условиям Буджакской степи, развили и сохранили до сегодняшних времен. Эти навыки болгар были замечены еще в 19 в. и засвидетельствованы в следующих строках, «… отличаются хорошим хозяйством, садоводством, … успехами по хлебопашеству, виноделию и шелководству».


    О истории возникновения села Стояновки и ее людях

 Возраст нашего с вами родного села, уважаемые читатели, соизмерим во времени отношений с четырьмя поколениями, что жили здесь и трудились, сменяли друг друга, событиями из жизни которых, как фрагменты мозаики, составленные вместе и называем мы с вами историей малой родины. Самое первое событие, положившее начало этой истории, относится к 1902 году, когда выходцы из сел Кортен, Чадыр-Лунга, несколько семей из села Валя-Пержей, организовали Чадырлунгское товарищество, купили при посредничестве Крестьянского поземельного банка 1654 десятин земли при вотчинах Цыганка и Епурены Измаильского уезда и основали дочернее село Стояновка. Кто же были первооснователи Стояновки?

  Формированием состава товарищества и осуществлением сделки купли–продажи через Комратского нотариуса занималось сельское управление Кортена (староста Новаков Амос Никодимович) и земский начальник 3-го участка (куда входила Чадыр-Лунга и Валей-Пержей) Тодоров.

  Цену на выставленный на продажу земельный участок устанавливал его владелец- Крестьянский Подземный Банк- примерно 145-150 рублей за одну десятину. Общая стоимость покупаемой земли составляла около 250000 золотых рублей (1 золотой рубль был дороже 1 американского доллара- пример автора). Члены земельного товарищества сумели ввести лишь задаток – около 30% стоимости. Уплата остальной суммы по «Правилам» банка была рассрочена на 55,5 лет. До полного выкупа приобретения земля находилась в залоге у Банка.

 В договоре купли-продажи «товарищи», согласно «Правилами Банка», круговую порукой за всех своих членов обязывались исправно уплачивать Банку в установленные им сроки ежегодные выкупные платежи впредь до окончательного расчете с ними. Несостоятельные плательщики исключались из «Товарищества», вместо них принимались другие. Примером тому может послужить сохранившейся в Национальном архиве Молдовы документ – донесения Измаильскому уезному исправнику от 20 июня 1906 г., в котором говориться, что уполномоченный (выборный) Никодим Бахов и все члены Чадырлунгского товарищества находятся в с. Кирютня (Кортен) Чадырлунгской волости Бендерского уезда, где хранятся и все книги и документы, относящиеся к этому товариществу.

Подписали этот документ «товарищи», проживающие в селении Новая Стояновка:

1. Матвей С. Танурков
2. Петр Таукчи
3. Дмитрий Бучков
4. Николай Танурков
5. Петр Желясков
6. Захарий Желясков
7. Василий Стратев
8. Николай Чевдарь
9. Николай Делибалтов
10. Иван Новаков
11. Иван Вас. Банков
12. Василий Янев Танурков
13. Илья Крестинков
14. Дмитрий Минчев
15. Василий Пейков
16. Федор Люленов

   Здесь же сообщается, что из членов «товарищества» был исключен по приговору (рещению схода всех «товарищей») – Иван Колев Белев. Сход от 20 июля 1906 г., исключил Константин Мих. Мутадачи и Гаврил Федоров Караджов. Документ был подписан примаром Цыганской коммуны Ионом Дойна.

  В памяти старожилов села сохранилась информация, что из села Кирютня в покупке земель участвовали болгарские семьи – Танурковы, Таукчи, Яламовы, Новаковы, Рыбаковы. Из Чадыр – Лунги здесь обосновались гагаузкие семьи – Дан, Орманжи, Кеося. Валейперженцы были представлены болгарами – Рунтовы, Желевы, Петровы, Богдановы, Кыневы, Митковы, Пителовы, Тодоровы, Чевдарь,Пулевы.

  Почему изначальное новое селение было названо «Новая Стояновка»? Недалеко из этих земель, в той же Цыганской коммуне, находилось небольшое имение, принадлежавшее частному владельцу Константинову Степанову Стоянову, называвшееся Стояновкой. Истинным хозяином имений Цыганка, Епурены (Койчевка), Мокрешты, Тартаул был род помещика Епуряну. В 1856 г. Его земельные владения состовляли 17000 дес., в 1878-10000 дес., а в 1881 г. – лишь 7 тыс. дес.

  Но наследники помещика Епуряну и оставщиеся земли были вынуждены отдать Крестьянскому Поземельному Банку, чтобы погасить свои громадные долги. Со временем осталось лишь одно воспоминание о том, что когда-то Цыганка и Епурены принадлежали Епуряну Ивану Монолаке Костаке. Местность где была основана Новая Стояновка, называлась в то время Селиманул. В 1909 г. жителями села Кортен были основаны еще 2 дочерних селения Викторовка и Борчаг (Новый Кортен). Население Новой Стояновки постепенно росло и в 1916 в ней проживало 205 душ обоего пола.

  Новые землевладельцы и основатели села не сразу обосновались на этих территориях., Первые несколько лет они приезжали сюда только на сезон полевых работ, чтобы засеять свои участки, вырастить и собрать урожай. Зимовать возвращались кто-куда: в Кирютню, Чадыр-Лунгу, Валя-Пержей. На землях едва освоенного села стояли лишь времянки, в которых, по обыкновению, оставались на зиму старшие сыновья, которым вменялось в обязанность приглядывать за хозяйством родителей.

  К1908 году, семьи, основавшие Стояновку, осели здесь навсегда. Местность, на которой расположено село, холмистая, состоит из нескольких террас, поэтому, учитывая тот факт, что зимы были суровые, ветреные и снежные, воды на верхних террасах не было, то переселенцы основались на нижней из террас, поближе к плавням и родникам.

 Так же как и первые болгары-переселенцы, основатели Стояновки предпочли селиться не вперемежку, а выходцы из сел отдельной махалой: кортенцы, чадырлунгцы, валейпержейцы.

 Наделы земли, которыми обладали жители Стояновки, не были равными, размеры земельных наделов членов «Товарищества» зависела от их материальных возможностей.

  Жители Стояновки были верны традициям своих отцов и прадедов и продолжали выращивать зерно и кукурузу, устроили прекрасные виноградники и производили настоящее болгарское вино, занимались огородничеством и садоводством, разводили овец. Все, что производили трудолюбивые жители села, шло не только на содержание семьи, но и часть продукции шла на продажу. Известно, что в 30-е годы производимое на продажу зерно, вино, шерсть вывозилось в румынский город Фэлчиу, где зерно и вино болгары продавали грекам, а шерсть – цыганам. Состоятельные хозяева ежегодно продавали в среднем:

зерновых 3-5 тонн

вина – 2-3 тонны

шерсти – от 100 кг и выше.

  Но в связи с тем, что у болгар сохранился обычай жить большими патриархальными семьями, (семья моего прадеда Василия состояла из 14 человек), то многим семьям земли не хватало. Чтобы хоть каким-то образом обеспечить себя и своих близких необходимыми продуктами питания с конца 20-х годов ХХ в. многие жители Стояновки становятся арендаторами земли у румынских бояр-помещиков. Землю обычно арендовали на 1 год, и размеры арендованных наделов ежегодно варьировали в зависимости от нужд семьи. Аренда земли у румынских помещиков была распространена в Стояновке до 1940г.

 В августе 1939 года был заключен Пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому Бессарабия была включена в состав СССР.

 Еще в к. XIX-н XX в. среди болгар Бессарабии получило распространение такое явление, как поездка на заработки в Южную Америку в Бразилию. Из-за сложного материального положения на это решились и несколько жителей нашего села. В 1926 г. Вместе с семьями уехали на заработки в далекую Бразилию Бучков Савелий, Таукчи Савелий, Манаф Николай, Манаф Петр. В течении последних 2-х лет они работали на строительстве подземных железнодорожных тоннелей. В1928 г. Они вернулись на родину. Однако сын Таукчи Василия- Иван и сын Бучкова Савелия - Георгий, остались в Бразилии навсегда.

  С созданием в 1940 г. МССр и приходом советских войск и советской власти в Бессарабии, как и в других частях Советского Союза начинается процесс раскулачивания зажиточных крестьян и раздела их имущества и земель между неимущими и малоземельными крестьянами.

  Коснулось это и жителей Стояновки. Наиболее состоятельных селян арестовали и отправили в Тираспольскую тюрьму, из которой некоторым нашим односельчанам так и не суждено было выйти. Их семьи были высланы этапом в Сибирь.

 Сложная и горестная страница истории нашего села связана с Великой Отечественной войной, унесшей миллионы человеческих жизней, искорежившей сотни миллионов человеческих судеб. Жители Стояновки не понаслышке знали о событиях военных лет.

 Не надо никому напоминать, что наше село располагалось в пограничной зоне, всего в нескольких километрах от границы с Румынией, находившейся в коалиции с фашисткой Германией. На рассвете воскресного дня, 22 июня 1941 года жители Стояновки проснулись от звуков артиллерийских выстрелов, доносившихся со стороны границы. Дети просыпались от плача матерей, недоуменно вглядывались в серьезные и сосредоточенные лица своих отцов – война застала всех врасплох.

 Срочно стали собираться в путь - подальше от линии. У некоторых семей вещи были давно упакованы, поскольку их должны были выселить, но этому помешала начавшаяся война. Прежде чем уйти хозяева спрятали наиболее ценные вещи в резервуарах для вина, коров, овец и лошадей решили увести с собой. Затем запрягли лошадей в повозки и отправились в путь. Сначала направились в Викторовку, а оттуда уже кто куда: В Кортен, Чадыр-Лунгу…

 Домой, в Стояновку жители вернулись примерно через месяц. На месте домов остались одни развалины – именно через село прошла линия фронта, 11 дней Стояновская пограничная застава оборонялась своими силами. Эти военные действия унесли жизни 600 советских солдат и 12 тысяч румынских. Всех погибших на территории села, жители похоронили на окраине.

  По возвращении селянам пришлось восстанавливать свои разрушенные жилища, заниматься покосом, т.к. время не ждало, и нужно было на зиму запастись кормом для домашних животных.

  Вплоть до августа 1944 г. Эти земли находились в составе Румынии. Земли, отобранные в 1940 г. Советской властью у состоятельных крестьян, были возвращены в 1941 г. Их прежним хозяевам. 26 августа 1944 г. Началось наступление советских войск, и линия фронта второй раз прошла через Стояновку. В селе появились отступавшие германские и румынские подразделения. Недалеко от села завязался бой и фашисты, отступая за Прут, подожгли Стояновку. К счастью мирные жители успели уйти из своих домов и добраться до Викторовки, где провели две недели, а затем вернулись к пепелищам своих домов. Село практически пришлось отстраивать заново.

  С приходом сюда советской власти многих молодых мужчин болгар и гагаузов призвали, но отправили не на фронт воевать, а шахтерами в угольные шахты Донбасса. Там в качестве забойщика работал мой дедушка – Караджов И.В., причем в 2 этапа: с декабря 1944 до лета 1945 и с 27 сентября 1947г. До 1 июля 1949 года. В 1950 году он становится колхозным кузнецом, проработав в кузнеце 38 лет.

  В 1945 г. Завершилась Великая отечественная война, но на смену лишений военных лет пришли голодные 1946-1947 гг. осень голодного 1946 и зима 1947 годов были страшными. По свидетельству очевидцев люди буквально пухли от голода, однако, цитирую дословно «Советская власть решила забрать у людей и ту малость зерна, что оставалась в их закромах. То был истинный грабеж. Началась конфискация зерна, домашних животных, инвентаря, насильственная коллективизация. Люди пытались сопротивляться, поскольку не хотели расставаться с землей и со всем тем, чего добыли своим непосильным трудом».

  Коллективизация не обошла стороной и жителей Стояновки. 26 августа 1946 года был организован колхоз, получивший название «Красный пограничник». Первым председателем колхоза стал Маков С.Р., заместителем председателя Чавдарь П.П. вся земля находившаяся в частных владениях, стала коллективной, а наиболее состоятельные крестьяне землевладельцы вновь были репрессированы и сосланы в Бурятию. Депортации подверглись не только хозяева - собственники, но и семьи. Не «забыли» и о семьях тех зажиточных крестьян, что были заключены в тюрьму несколько годами ранее – их также выслали.

  Вместе с землей хозяева должны были отдать сельхозинвентарь, лошадей, телеги. Земельные угодья колхоза были в основном отведены под пшеницу и кукурузу, 120 га занимали виноградники. Первые несколько лет землю обрабатывали плугом, в качестве тягловой силы использовали лошадей. Первая вспашка трактором машинно-тракторной станции была произведена весной 1948г. остальные виды сельскохозяйственных работ по-прежнему производились вручную.

  В 1956 г. колхозники были вынуждены продать колхозу по низким ценам оставшийся у них крупный и мелкий рогатый скот. Это стало настоящей трагедией для крестьян, поскольку коровы и овцы испокон веков разводились болгарами и были постоянным подспорьем в хозяйстве семьи. Хозяйки и детвора, проглатывая слезы, провожали своих кормилиц до колхозной фермы.

  В том же 1956г. начался процесс реабилитации жертв репрессий довоенных лет 1938-1939 г. однако не всем удалось вернуться и обустроиться в родных местах, поскольку им попросту не разрешили здесь поселиться. С началом процесса реабилитации некоторые получили право вернуться в родные края, но столкнулись с тем, что им было отказано в поселении в Стояновке.

  Постепенно жители села, и не они единственные, свыклись с новой формой хозяйствования, село разрослось, под строительство отводили все новые земельные участки. В 1961 г. началась застройка и верхней террасы. Первым, кто поставил здесь новый дом, был Бодарев Иван.

  Наряду с частным строительством в Стояновке были построены и большие общественные и колхозные здания :

   в 1948 году была построена колхозная ферма

   в 1955 году открыли Дом культуры, достаточно большой для тех времен с кинозалом и актовым залом на 100 мест, танцевальным залом и библиотекой

  в 1959 году был открыт магазин продуктовых и промышленных товаров

 Все эти здания располагались на нижней террасе села.

 В 1964-1967 г. рядом с селом проложили автомобильную трассу республиканского назначения Кишинев – Кагул.

  В 1970 г. был организован совхоз «Молдова» :
 первым его директором стал Райкоглов Петр Васильевич(так же являлся директором консервного завода в Кантемире). Для нужд администрации совхоза в 1970-1971 гг. было построено административное здание – контора – здесь до сих пор работает административный аппарат из двух агрофирм, возникших в 1988 г. на базе совхоза «Молдова». В том же 1971 г. был построен совхозный элеватор, и началось строительство в верхней части села домиков для молодых специалистов, завершившиеся в 1972г. В 1971-1973 гг. была проложена асфальтированная дорога, связавшая между собой верхнюю и нижнюю части села. В 1971-1972 гг. был построен совхозный гараж. В 1972-1973 гг. был благоустроен полевой стан и нефтебаза совхоза, на которой непосредственно заправлялись все совхозные машины и тракторы.

  Буквально перед распадом Советского Союза в 1988-1990 гг. была построена в селе новая типовая 3-х этажная школа с актовым и спортивным залами, столовой, мастерскими и кабинетом домоводства. При школе даже была своя теплица, в которой несколько лет дети выращивали овощи для нужд школьной столовой.

  Совхоз «Молдова» просуществовал еще несколько лет после образования независимого государства Республики Молдова. Однако реформы, имевшие место в сельском хозяйстве, изменение принципов земледелия привели к тому, что на базе совхоза были сформированы 2 агрохозяйства : «Исминар» , возглавляемое Исаческу В., и «Златинка», руководителем которой стал Малков А.

  Распад Союза подвел нас к пересмотру культурных и моральных ценностей. Последние несколько лет представители румынской ортодоксальной церкви ведут переговоры о возрождении часовни на месте старого румынского кладбища на краю села. Память советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны у села, жители Стояновки увековечили в 1965 г. памятником, установленным во дворе старой школы. В 1990 г. было произведено перезахоронение останков солдат, и теперь обелиск расположен в центре села, рядом с новым зданием школы.

   Словами о памяти человеческой, о благодарности предыдущим поколениям завершим эти строки о жителях и истории села Стояновка:

       «Ти, българино,знай свой род и език»

    Паисий Хилендарский

Лучшая благодарность - тык по рекламе :)

Hosted by uCoz